16+
16 января 2015 05:22

Экзамен по сочинению: школьникам можно не бояться высказывать свою точку зрения

В этом учебном году после пятилетнего перерыва в российские школы вернулась практика написания экзаменационных сочинений. Насколько обосновано нововведение и хорошо ли с поставленной задачей справились копейские ученики, обсудили за круглым столом в редакции газеты «Копейский рабочий».
"Круглый стол" в редакции газеты "Копейский рабочий"
Автор: Юлия Айрих

В этом учебном году после пятилетнего перерыва в российские школы вернулась практика написания экзаменационных сочинений. Для ребят введение дополнительного «внепланового» экзамена стало неожиданностью — об изменениях они узнали 1 сентября 2014 года.

На подготовку у 11-классников было всего три месяца — в ноябре они писали первое пробное сочинение, а 3 декабря прошел сам экзамен. От того, как будущие выпускники справятся с этим испытанием, зависит их допуск к ЕГЭ. Насколько обосновано нововведение, хорошо ли с поставленной задачей справились копейские ученики и чем отличается практика написания сочинений от тех принципов, которыми руководствовались педагоги до отмены этого госэкзамена, обсудили за круглым столом в редакции газеты «Копейский рабочий».

«Возвращенная литература»

— Почему экзаменационное сочинение, которое несколько столетий было отличительной особенностью российского образования, ушло из школьной практики? И в связи с чем было принято решение вернуть экзамен?

Александр Тутатчиков, начальник управления образования КГО:

— Отмена экзаменационного сочинения связана с введением практики сдачи ЕГЭ. Часть «С» экзамена по многим предметам, в том числе по обществознанию, предполагает написание расширенного эссе, и составители ЕГЭ посчитали, что этого достаточно. Сама процедура написания и проверки сочинения достаточно трудоемкая. Еще несколько лет назад техника не достигала такого высокого уровня, как сегодня, — чтобы сканировать и отправлять работы по защищенным интернет-каналам. Сама идея ЕГЭ направлена на то, чтобы исключить коррупционные составляющие при поступлении в вуз с одной стороны, а с другой — избежать необъективных оценок в случае, когда школа сама готовит выпускников и сама же их оценивает. Для поступления в вуз нужна была независимая оценка знаний ребенка экспертами, когда человек может предъявлять свои результаты по всему образовательному пространству. И сочинение в эту концепцию не вписывалось. Но жизнь показала, что написание сочинений должно вернуться в школы.

Из 434 выпускников, которым в этом году предстоит сдавать ЕГЭ, 398 человек писали сочинение, а 50 — изложение (напомним, что изложение могли выбрать обучающиеся, имеющие ограничения в здоровье). На пробном экзамене 20 человек получили «незачет». 3 декабря непосредственно на экзамене неудовлетворительную отметку получили только 7 будущих выпускников. У них будет возможность исправить результат дважды: 4 февраля и 3 марта.


— Раньше за сочинение выставлялись две оценки — одна за пунктуацию и орфографию, вторая — за раскрытие темы, речевую и стилистическую грамотность. Уважаемые эксперты, расскажите, по каким критериям оцениваются сочинения сегодня?

Надежда Белоусова, учитель русского языка школы № 42, руководитель ГМО учителей русского языка:

— На пробном экзамене выпускникам были предложены три темы сочинений, на самом экзамене их было пять. Сегодня оценок за сочинение не ставится, школьник получает «зачет», если он с заданием справился, или «незачет», что означает, что к ЕГЭ он допущен не будет. Работа оценивается по 5-и критериям, главные из которых — раскрытие темы и качество аргументации. Причем приводить аргументы необходимо, опираясь на  литературный материал. Важно помнить, что объем сочинения должен быть не менее 250 слов, в противном случае работа не оценивается, и школьник получает «незачет». Остальные три критерия: речевая грамотность, композиция, орфография и пунктуация. Чтобы было понятнее, на каждые 100 слов допускается не более 5-и ошибок.

— Получается, что сочинение сегодня имеет целью не только подтвердить уровень знаний школьника по литературе, но и показать зрелость его суждений, умение доказывать свою позицию?

Светлана Монова, начальник отдела общего образования УО КГО:

— Да, сочинение сегодня носит метапредметный характер. Ребята должны показать не только знание литературного произведения, но и проанализировать его, привести свои аргументы. А это подразумевает, что обучающийся должен привлекать свой уровень подготовки по обществознанию, МХК, истории и так далее. Это форма оценки более сложная, чем та, что была ранее.

Александр Тутатчиков:

— Тот факт, что работы сканируются, важен и для всего социума в целом. Интересен взгляд молодого поколения «в моменте». В советской педагогике сочинение было манифестом, неким «шаблоном», демонстрирующим как человек усвоил предлагаемые ему школой догмы. Сегодня же темы сочинений составлены так, чтобы школьник мог продемонстрировать социальную зрелость суждений. Это особенно важно в связи с событиями в Украине. Нынешнее поколение украинцев не в силах понять, что действительно происходит в их стране. Сочинения — это определенный срез социальной и гражданской зрелости молодого поколения. 

Идея возвращения экзамена по сочинению была высказана на президентском совете по культуре и искусству в прошлом году. С этой инициативой выступила вдова Солженицына, которая сегодня возглавляет фонд Александра Солженицына. Идею возвращения экзамена поддержал Владимир Путин, дав рабочей группе поручение «предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение, результаты которого должны учитываться при поступлении в вузы».

Никакого стресса

— В этом году сочинение — это форма допуска к ЕГЭ. Возможно ли, что его написание станет обязательным экзаменом?

Александр Тутатчиков:

— Сложно сказать. Возможно, опыт этого года проанализируют и в соответствующие законодательные акты будут внесены изменения. Но, думаю, апробация экзамена именно в такой форме должна проходить не менее 2-3 лет. Напомню, что сам ЕГЭ вошел в штатный режим после 10-летней апробации. Выпускникам будущих лет надо понимать одно — для успешной сдачи важна начитанность. Все темы сочинения  подразумевают использование материала зарубежной и отечественной литературы.

— Самый главный вопрос: нужно ли все же сегодня сочинение как экзамен? Или решение возродить эту традицию было опрометчивым?

Лариса Жилина, директор Центра диагностики и консультирования:

— Сочинение — это не только способ выразить свою гражданскую позицию, способ показать себя как личность, но и национальная особенность, которая всегда была свойственна нашей системе образования. Уверена, возрождение традиции писать экзаменационное сочинение поднимает престиж национальной русской культуры.

— Лариса Геннадьевна, на подготовку к сочинению у школьников было не так много времени. Удалось ли ребятам справиться со стрессом?

— Стресса это испытание у ребят не вызвало. Хотя традиция экзамена до недавнего времени была позабыта, но детей в школах учат писать сочинения. Все же система образования подходит к обучающимся лояльно, давая возможность написать пробное сочинение. А репетиция — уже снятие стресса. Дети знают, в какой форме будет проходить экзамен, и хотя на самом экзамене темы будут другие, сама процедура им понятна и стресса не вызывает.

— Особенность сдачи экзамена этого года заключается в том, что ребятам запретили пользоваться текстами художественных произведений. С чем это связано?

Елена Фризоргер, учитель русского языка и литературы школы № 7:

— Возможно, это нужно было для того, чтобы проверить начитанность школьников, а в будущем заставить их читать как можно больше художественных текстов. Но вообще, дети были поставлены в довольно жесткие рамки. Возвращение экзаменационного сочинения стало для них неожиданностью. Понятно, что нынешние ученики прагматично настроены на определенные экзамены, необходимые для поступления в вуз. К примеру, тема, посвященная творчеству Лермонтова и приуроченная к 200-летию со дня его рождения, была вполне прогнозируемой. Но творчество этого писателя мы изучаем в 9-м классе, и многие ребята успели подзабыть материал. К тому же выбор этой темы предполагает знания большого стихотворного материала, а текстами пользоваться нельзя. Неудивительно, что дети прохладно отнеслись к выбору этой темы. 

Первопроходцы

— Хочется спросить непосредственных участников экзамена — будущих выпускников — вы «за» введение нового экзамена или «против»?

Алексей Катугин, ученик 11 класса школы № 1:

— Саму идею возвращения сочинения в практику сдачи экзаменов считаю верной. Но меня тоже смущает запрет пользоваться текстом. Неясно, что таким образом проверяют экзаменаторы. Есть такой психологический момент, что если человек в стрессовой ситуации что-то забывает, у него инстинктивно возникает желание списать, чтобы не завалить экзамен. Не лучше ли дать возможность человеку спокойно, с опорой на текст, проанализировать материал? Если школьник не читал произведение, то за 4 часа, за которые надо не только написать сочинение, но и переписать его на чистовик гелиевой ручкой и проверить, он весь текст не прочтет.

Никита Адищев, ученик 11 класса школы № 7:

— Я буду поступать в вуз на гуманитарную специальность. Радует, что за сочинение я дополнительно получу максимальные 10 баллов. При равном количестве баллов с другим абитуриентом комиссия может посмотреть мое сочинение и то как я его написал, насколько были зрелы мои суждения, и это может помочь при поступлении. Ну и, конечно, мне было очень интересно писать сочинение! Жаль, времени на это дается мало — всего 3 часа 55 минут, не успел раскрыть все свои мысли…

— Могут ли выпускники выбирать для анализа произведения не из школьной программы?

Светлана Монова:

— Выбор произведений ничем не ограничен. Можно, грубо говоря, анализировать хоть Донцову. Другое дело, что сам выбор произведения говорит о том, насколько зрелы суждения человека, насколько он начитан. Также при обосновании своей точки зрения ребенок может стоять на совершенно разных позициях, но он должен доказать свои мысли литературными цитатами. Творить можно сколько угодно и совершенно необязательно доказывать, что «Катерина из пьесы Островского «Гроза» — «луч света в темном царстве». Можно высказывать диаметрально противоположный взгляд, в том числе осудить ее поступок с точки зрения православной церкви, главное — аргументированно ее обосновать.

Результаты выпускных сочинений вузы могут, но не обязаны, учитывать при приеме абитуриентов. Сочинение может «весить» максимум 10 баллов. 

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
28 марта 2024 18:00 В Челябинске появится новый жилой комплекс

ЖК «ГРАНИ» расположился в самом центре города. 

28 марта 2024 17:30 Победители викторины получили ключи от машин

28 марта состоялось вручение ключей от машин победителям викторины «Всей семьей за Копейск».

Новости СМИ2