Коллектив копейской ДМШ № 1 победил в областном конкурсе исполнителей
Поводом для встречи с Ильей и Анастасией Черноголовыми стала победа коллектива ДМШ № 1 «Гармония», которым руководят супруги, в XXX областном конкурсе исполнителей на народных инструментах (ансамбли), посвященном 70-летию Великой Победы.
Организаторами проекта выступили учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства Челябинской области и Южно-Уральский государственный института искусств им. П.И. Чайковского. В нем приняло участие 85 ансамблей (398 человек) со всей Челябинской области.
«Звук должен быть острым, как иголочки! – Наставляет свою воспитанницу, репетирующую на сцене Детской музыкальной школы № 1, прямо из зрительного зала Анастасия Черноголова. – Да-да, более острые движения!»
Дождавшись, пока Анастасия отпустит свою ученицу, интересуюсь:
— Анастасия, а что вы имели в виду, когда так красочно описали звук – «как иголочки»?
— Девочка играла народную пьесу, в которой все начинается с небольшой динамики, а к концу произведения закручивается во что-то яркое, пронзительное, звонкое. Я просила ее играть остро, потому что тонкая струна требует особого к себе отношения и игры обостренными движениями.
— И часто вы так метафорично описываете музыку? Вообще, можно ли ее описать с помощью цветов или запахов? Как вообще срабатывают подобные ассоциации?
— К примеру, Римский-Корсаков имел «цветной» слух, описывал с точки зрения цветов и запахов тысячи оттенков музыки, — присоединяется к беседе Илья Черноголов. – Мы, конечно, не такие великие музыканты, но тоже иногда говорим ученикам что-то вроде: «Ты играешь все произведения одним цветом», подразумевая, что мелодия исполняется на одном звуке, без выразительных всплесков. Или: «Это надо сыграть как черное и белое», имея в виду, что у музыки должен быть контраст.
Анастасия: - Мы всегда говорим, что в музыке должен быть оттенок. Пытаемся с помощью ассоциаций донести свои ощущения, а иначе детям, которые мыслят образно, а не оперируют академическими понятиями, не объяснить характер произведения.
— Знаю, что победа в ХХХ конкурсе народных инструментов была очень важна, и вас даже пригласили принять участие в его международном этапе.
Анастасия: — Да, нас пригласили в Магнитогорск, принять участие в конкурсе-фестивале «Европа-Азия», который проходит раз в два года. Что касается нашей победы, то человеку, не погруженному в музыку, может показаться, что она не такая уж громкая. А мы очень ею гордимся, потому что этот конкурс по праву считается рейтинговым, хотя у него и нет статуса международного. Но оценивают выступления профессора, преподаватели вузов, заслуженные артисты и деятели культуры. Поэтому конкурс за титул лауреатов очень высок. У конкурса есть своя особенность: один год в нем соревнуются солисты, второй – ансамбли, третий – оркестры. Мы уже принимали участие в ансамблевом конкурсе, это было три года назад. Тогда мы тоже добились результатов, но не таких высоких – струнный ансамбль занял третье место, а ансамбль баянистов-аккордеонистов – второе. А в этом году много работали, и стали лауреатами. А Илье Алексеевичу был вручен диплом за лучшую инструментовку.
— А какие народные инструменты используются в вашем ансамбле?
Илья: - Начнем с того, что в нашей школе есть оркестр и ансамбль с названием «Гармония». Те ребята, что играют в ансамбле, играют и в оркестре, это, так сказать, малый состав оркестра. Что касается инструментов, то основа коллектива - это балалайки (прима, секунда, контрабас) и домры (прима, альт, бас). Также используем баяны и различные ударные и шумовые инструменты, с помощью которых мы богато оформляем нашу игру. В этом году в одной из пьес использовали рояль. «Изюминкой» нашего коллектива можно считать гусли.
— Существует стереотип, что народный ансамбль играет что-то несложное, вроде «Калинки-малинки», но у вас всегда очень оригинальная программа.
Анастасия: - Условием конкурса народных инструментов, к примеру, было исполнение одной из пьес, которая так или иначе относится к событиям Великой Отечественной войны. Мы выбрали саундтрек к фильму «Список Шиндлера», это серьезная красивая музыка. Всегда стараемся быть оригинальными в выборе пьес.
Илья: - Мы очень рады, что за довольно непродолжительный период работы с учениками нам удалось сформировать у них вкус к хорошей музыке. Стараемся сделать репертуар максимально разнообразным: берем и высокохудожественные, элитарные произведения, и классику, и эстраду, и фольклорный материал – все-таки мы народный коллектив. Собрать хороший репертуар, сделать на него качественную инструментовкунепросто. К примеру, когда готовили фантазию на ирландские темы, то перебрали порядка 1000 мелодий, а выбрали только 4.
— Можно ли сказать, что сегодня возвращается интерес к народным инструментам?
Илья: — Дети неохотно идут учиться играть на этих инструментах. Почти 100 процентов выбирают гитару, фортепиано, реже — скрипку. Среди народных инструментов чаще выбирают баян, а домру – почти никогда.
Анастасия: — Проблема в том, что в России вообще не знают, что такое домра. Ощущение, что скоро и балалайку забудут. В этом плане нашей стране гордиться нечем, поскольку ни одна другая страна свои корни не забывает. Посмотрите, как шотландцы гордятся волынкой, как они демонстрируют всему миру любовь к ней!.. У нас же в России все держится на инициативе единиц. В нашей школе все педагоги понимают, что если мы сейчас не примем каких-то мер, то народные инструменты выродятся. К нам приходят дети, которые в принципе не знают, что такое домра. Хотя им выгоднее освоить именно этот инструмент. Нисколько не умаляю красоту звучания гитары, но в оркестре народных инструментов ее попросту не используют! И получается, что дети, по сути, учатся для себя, поскольку проявить себя гитаристы могут лишь сольно. А таких звезд, которые выдержат 1,5часовой концерт, единицы. Так что домристы и балалаечники проводят более насыщенную музыкальную жизнь, поскольку востребованы в ансамблях и оркестрах.
— То есть наши народные инструменты нельзя назвать исконно-посконными, в плохом смысле этого слова, то есть простыми как три копейки. Судя по их редкости, они уже могут считаться элитарными?
Анастасия: — Это зависит от нашего к ним отношения. Я считаю, что домра далеко не проста, и знаю, что на ней можно играть шедевры. Наш репертуар прямое тому подтверждение. К тому же, технически она очень сложна, поэтому мы не даем детям, уровень которых еще невысок, играть сложные произведения, чтобы не отбить интерес к инструменту.
— Не всем детям хватает таланта, чтобы стать именитыми музыкантами. Но ведь обучение в музыкальной школе все равно не проходит для них бесследно. Общение с мировой классикой делает душу человека чище, возвышенней, совершеннее.
Анастасия: — Часто спрашиваем своих учеников: отличается ли обстановка в музыкальной школе от той, что царит в общеобразовательной? И все непременно говорят, что да. Известно, что среда формирует человека. Мы с супругом тоже учились в одной среде, поэтому у нас общие взгляды на многие вещи. Я же считаю, что гений и злодейство – вещи несовместимые.
— Но можно ли с уверенностью сказать, что человек, который играл по вечерам на фортепиано музыку Шуберта, никогда не ударит походя сапогом бездомную собаку и не обидит слабого ребенка?
Илья: — Люди, которые занимаются искусством, однозначно богаты духовно. В школу приходят учиться много детей, но только 10 из 100 станут музыкантами. Так что наша главная задача – воспитать их порядочными и отзывчивыми людьми. А делаем это мы через музыку.
— Как вам удается добиться того, чтобы 15-летние подростки, вместо таких интересных в этом возрасте занятий, все свое свободное от учебы время занимались музыкой?
Анастасия: — За годы учебы мы четко поняли, что музыка не терпит поверхностного к себе отношения. Пока ты учишься, она должна занимать все твое свободное время без отрыва на каникулы, отпуск и так далее. Это мы и пытаемся донести до своих учеников.
Илья: — Надо сказать, что мы работаем с отличными детьми, очень разносторонне развитыми и порядочными, нам с ними очень повезло. С таким составом можно добиваться результатов.
— Какую музыку дома слушаете? Только ли классику?
Анастасия: — Музыку мы слушаем, в основном, в машине. Это могут быть и сонаты Скарлатти в исполнении Плетнева, и рок.
Илья: — С уважением относимся к творчеству «ДДТ», «Сплин», «Би-2», «Чайф», Земфиры. Любим и «Чижа» за его простоту и «настоящесть», но, как профессиональным музыкантам, нам, конечно, режет ухо небрежность и расхлябанность игры на народных инструментах. Но под настроение все равно слушаем.Его кандидатуру единогласно поддержали на очередном заседании Президиума Регионального политсовета партии «Единая Россия», которое провёл заместитель губернатора Челябинской области, первый замест...
Председатель Челябинской городской Думы, член Президиума РПС «Единой России» провел обучающий семинар для участников кадрового проекта «Единой России» на тему «Политическое лидерство».