18+

Франшиза в Копейске: кто на готовенькое?

13 Декабря 2011 13:46 - автор Дмитрий Согрин, 13.12.2011 г.

Что скрывать, мы любим бренды. Любим громкие имена, любим «фирму». Зная психологию людей, многие начинающие бизнесмены на заре XX века этим активно пользовались. Откроют хозяйственный отдел, обклеив всю витрину логотипами «Ариэль», «Тайд» и «Ленор», а у самих лишь хозяйственное мыло в ассортименте.

Франшиза в Копейске: кто на готовенькое?
В ресторанах "Subway" едины и дизайн, и качество обслуживания.

Что в имени тебе моем…

Что скрывать, мы любим бренды. Любим громкие имена, любим «фирму». Зная психологию людей, многие начинающие бизнесмены на заре XX века этим активно пользовались. Откроют хозяйственный отдел, обклеив всю витрину логотипами «Ариэль», «Тайд» и «Ленор», а у самих лишь хозяйственное мыло в ассортименте.

Вот и мои знакомые 10 лет назад сколотили киоск по продаже аудиокассет. Название точки гордо гласило «Союз-трейдер». Что такое трейдер, я особо не интересовался, но четко знал, что в конце 90-х в России действовали два завода, выпускающие аудиопродукцию – «Союз» рекордз» и «AVA-рекордз». Безусловно, использование моими прожженными друзьями элементов фирменного стиля концерна «Союз» косвенно намекало на некую взаимосвязь. Впрочем, подавляющее большинство кассет были пиратские копии, не имевшие даже достойной полиграфии.

Начал свой бизнес в 2000 году и Владимир Николин, открывший магазин компьютерной техники «Элист+».

- Нельзя сказать, что это была чистая франшиза. Но тогда челябинская компания «Элист Electronics» была крупнейшим поставщиком «железа» в регионе. Головной офис любезно разрешил нам использовать под свой магазин в Копейске название «Элист». Одним из условий было то, что через фирму мы приобретали всю технику на продажу. Поработав в таком режиме год-другой, мы мирно разошлись: я нашел поставщиков с более низкими ценами, - вспоминает Владимир Владимирович.

Компьютерный рынок до сих пор является развивающимся, а франчайзинговые отношения предполагают все-таки устоявшиеся, проверенные временем бренды. Вспомните бывшие 3 года назад у всех на слуху компьютерные фирмы «Планета Шелезяка» и «Формоза». Крупнейшие сети, где они сейчас? Где те салоны, которые открывались в Челябинске по их франшизе? Их или нет, либо они работают под другими именами, заново завоевывая репутацию.

А «Элист-плюс» работает в Копейске уже почти 11 лет, приобретя за это время постоянных клиентов.

Между тем, многие предприниматели успешно торгуют и оказывают услуги по франшизе. Не исключение и наш Копейск. «Fler-O-Fler», «Savage», «Invitro», «Экспедиция», «Бегемот и К», «Теле-2» - все это, как говорится, «бренды напрокат». Не сильно ошибусь, если скажу, что почти половина точек, работающих в ТК «Слава», являются франчайзи.

Фирма веников не вяжет!

«Слава» открылась в 2008 году, и одним из первых магазинов, который начал деятельность в полупустом тогда комплексе, был отдел нижнего белья «Incanto». Директор магазина Евгений Сазиков - программист по образованию.

- Поначалу я решил организовать компьютерный клуб в одном поселковом ДК. Но вопросы согласования отняли столько сил и времени, что я плюнул на это дело, даже учитывая то, что за это время я за свой счет поменял электропроводку чуть ли не во всем дворце.

2007 год. Евгений работает директором одного из направлений в компании «Русский орех», его супруга Алена – в декретном отпуске. Молодая семья решает заняться бизнесом всерьез –продает свою «полуторку», берет кредитов на несколько сот тысяч рублей – и открывает магазин «Incanto». Первый фирменный салон открылся 3 ноября 2007 года на проспекте Победы.

- К тому времени мы уже имели дело с франчайзингом, продавали чешскую косметику «Мануфактура». Продукция качественная, но в Копейске почему-то не пользовалась спросом. После консультаций с менеджерами сайта-магазина франшиз – frshop.ru – мы остановили свое внимание на компании «Incanto».

- В чем вы увидели преимущества работы по франшизе?

- Общие преимущества в том, что твой бизнес и на первом этапе, и в дальнейшем консультируют опытные специалисты, причем абсолютно бесплатно. Честно признаться, выбор в пользу «Incanto» лишь процентов на 10 был нашим самостоятельным выбором. Остальные 90 процентов – это обоснования со стороны менеджеров. Они изучили наш город, рынок, место, которое мы предложили для размещения магазина. Весь дизайн помещения, вся атрибутика, вплоть до оформления ценников, разрабатывается московским офисом. В итоге мне прислали комплект стеллажей, вешалки, всю необходимую продукцию.

- Если не секрет, во сколько обошлось приобретение франшизы?

- Стоимость франшизы – не секрет: фирмы размещают свои расценки на сайте. С «Incanto» мы работали без первоначального, так называемого паушального, взноса. В принципе, нашим вложением стали плата за оформление магазина и заказ определенного количества товара.

- Насколько вы хозяева в своем магазине?

- Есть требования, которые я не могу нарушать. Главные из них – это размеры минимальной торговой площади и месторасположение магазина. Немаловажное условие пользования франшизой – под вывеской «Incanto» должно продаваться белье фирмы «Incanto» и никакой другой. Все эти условия я выполняю. Что касается самого белья, то в его качестве я уверен: все фабрики находятся в Италии, над моделями работают профессиональные дизайнеры.

Немаловажную роль играет и ценовая политика. Цены – практически едины по всей стране, а делать надбавки на установленные ценники я не имею права – и это плюс для покупателей.

Сделай сам!

Ведущей компанией в области франчайзинга является сеть ресторанов фаст-фуда «Subway». Начала она свою работу с киоска по продаже сэндвичей в 1965 году, а сейчас имеет более 34000 ресторанов в 98 странах мира. В России «Сабвэй» появился в 2006 году, за 5 лет владельцами франшизы открыто более 1000 точек.

Меня «Subway» выручал в дальних командировках. Будучи в Екатеринбурге в 2007 и 2008 годах, обедал в ресторанчике этой сети: я знал, что могу утолить голод и жажду за 100-150 рублей. В 2009 году оказался в Москве: надо было сутки как-то перекантоваться – заселение было организовано лишь на следующее утро. Нашел спасительный двухэтажный ресторанчик недалеко от площади трех вокзалов. В уютной обстановке скоротал вечер – уминая свежие сэндвичи, запивая горячим кофе и почитывая местную прессу. Цены в московском ресторане оказались на уровне свердловских.

Поэтому лично для меня было ожидаемым событием открытие ресторана «Subway» в родном городе. Он начал свою работу в ноябре 2011 года в ТРК «Сцена».

- Копейск – интенсивно развивающийся город, поэтому здесь и появился ресторан данного профиля, - рассказывают управляющие Кадыр Фаваризов и Татьяна Никитина. Челябинские франчайзи в тройке с предпринимателем Артемом Петровым с 2008 года развивают сеть «Subway» в Челябинске, теперь их взор упал на город-спутник.

- Мы в свое время занимались разным бизнесом, но последние 3 года сотрудничаем с компанией «Subway» и в том, чтобы уходить в другие сферы, не видим смысла. Честно говоря, для кого-то франшиза облегчает первые шаги в предпринимательстве, так как предлагает проверенные, успешные бизнес-модели, но для нас она стала мерой повышенной ответственности. Наверное, это связанно с особенностью пищевой индустрии. Здесь контроль со стороны головной компании осуществляется постоянно: каждую неделю мы отправляем отчеты в головной офис – и по качеству продукции, и по финансовой деятельности, - поясняет Татьяна Леонидовна. - «Subway» в Копейске – это уже третий ресторан, который мы открываем по франшизе. С одной стороны, стандарты «зажимают», делают несвободными, но с другой стороны, они являются ноу-хау компании, работают на привлечение клиентов, и самое главное – на повышение качества продукции и качества обслуживания.

- Какие стандарты в «Сабвэе»? Это единое меню, единство дизайна, технология приготовления продуктов, время обслуживания. Конечно, в некоторых случаях есть возможность «творческого маневра». Помимо установленного ассортимента сэндвичей, мы можем придумывать локальные сабы. Можем вносить свои изменения и в дизайн интерьера. Хотя в последнее время он и так вариативен. Например, сейчас у нас стоят диванчики, а 3 года назад их бы не разрешили ни под каким видом, - объясняет Кадыр Набиулович.

Пусть контроль франчайзеров добавляет нам «головной боли», но от этого выигрывают в первую очередь наши клиенты. Остаются высокими качество пищи (мы покупаем продукты только у утвержденных поставщиков), качество обслуживания (наши повара и официанты постоянно обучаются, участвуют в конкурсах профматерства). В «Subway» действует принцип здорового питания – ничего жирного, жареного, приготовленного во фритюре. Только свежие, натуральные, низкокалорийные продукты. У нас особенный хлеб, который выпекается здесь же не менее 4 раз в день.

- Внешне «Subway» напоминает кафе. Почему он все-таки называется рестораном? Тем более, здесь самообслуживание...

- Тут дело не в обстановке, не в том, подошел к вам официант или нет, а в том, что вся еда готовится в вашем присутствии, - поясняет Татьяна Никитина. - Более того, вы можете стать соавтором своего блюда – оно будет готовиться на ваших глазах, и вы будете уверены в том, что в вашем сэндвиче все свежее и натуральное.

Лучше не рисковать здоровьем!

Более десятка лет в Копейске работает автошкола «Вираж-плюс», дающая стабильно высокие результаты по выпускникам. В данный момент у автошколы 10 филиалов в центре города и поселках.

- Евгений, нет желания самому заняться продажей франшизы «Вираж-плюс»?

- Конечно, соблазн велик – продать вывеску партнерам из соседних городов и районов, но обучение вождению – дело ответственное. Здесь нельзя получить с предпринимателей взнос за название, выставить требования по оборудованию классов и уровню образования мастеров – и на этом успокоиться. Ведь если что-то пошло не так, на счету стоит здоровье, а то и жизнь людей. Поэтому в нашем случае целесообразней работать в филиальной системе, чтобы иметь возможность контролировать процессы непосредственно, - рассуждает руководитель автошколы Евгений Гиске.

Обыкновенный «франшизм»

Элементарные модели фрачайзинга действуют в работе такси. Но местные перевозчики работают по очень грубой схеме. Например, есть городской офис с диспетчерами и рекламируемыми в газете номерами телефонов. Мы звоним в раскрученную фирму – но не факт, что за нами приедет авто надлежащего качества и в определенный срок. Как правило, в таких фирмах работают физические лица, платящие «паушальный» взнос либо «роялти» с каждого вызова.

Между тем, в Москве известная сеть такси работает по стопроцентной франшизе: диспетчер регулирует перевозки по всем районам мегаполиса, абсолютно у всех водителей униформа, утвержденные тарифы, и разъезжают таксисты исключительно на желтых «KIA seed».

Почем «вход»?

Паушальный взнос в компании «Subway» составляет $12000, а объем инвестиций в ресторан обходится франчайзи в 100-200 тысяч долларов.

Одним из самых дорогих франшиз является вхождение в сеть тренажерных залов «Gold’s Gym». Объем инвестиций в предприятие должен быть не менее $1000000. И такое заведение есть в Копейске. И если оно работает по реальной франшизе, то это очень круто! Если же нет, то это контора типа «Союз-трейдер».

Кстати

Сейчас на сайте www.frshop.ru одно из самых интересных предложений – франшиза музыкальной школы «Виртуозы». За небольшую плату - от 2000 рублей в месяц для класса и до 23000 рублей для школы - франчайзеры предлагают авторские программы, консультации педагогов из Москвы и Санкт-Петербурга.

Словарь

Франшиза, франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения, товарные знаки или бренды франчайзера.
Поделиться

  • День воинской славы России
  • 18 октября - памятная дата в военной истории России
  • 9 октября - памятная дата в военной истории России
  • 24 сентября 1799 год - памятная дата
Материалы рубрики
Новости