18+

Тайна "Большой Сборки"

20 Июля 2012 11:00 - автор Мария Согрина
В 2011 году на копейском машзаводе была разработана бурильная установка вращательно-ударного действия УБШ-500, которая предназначена для бурения твердых пород.

Создавая новые машины, работники ОАО «Копейский машиностроительный завод» учитывают запросы рынка. Часть оборудования УБШ-500 закуплена за рубежом, установка отвечает современным требованиям к горнопроходческой технике.

Цех М-11 — особый цех на Копейском машиностроительном заводе, ведь именно из его стен выходит венец творения всего огромного коллектива заводчан — горнопроходческий комбайн. На плечах специалистов-сборщиков лежит большая ответственность: они должны грамотно соединить плоды трудов всех цехов, чтобы в итоге получилось качественное изделие. Мы отправились на завод, чтобы узнать, как собирают такие мощные машины.

100 процентов качества

Просторное здание цеха состоит из нескольких пролетов (проще говоря — больших коридоров между рядами станков), в каждом из них кипит работа.

На первых двух пролетах изготавливается часть комплектующих будущего комбайна, — поясняет мой проводник — старший мастер цеха Сергей Спасителев.

По двум сторонам прохода работают огромные фрезерные, сверлильные, расточные, шлифовальные станки.

С особой гордостью старший мастер демонстрирует новое оборудование. Среди десятка современных, приобретенных в последние 5 лет станков выделяется один — он внешне напоминает какую-то комнату со стеклянными стенами, внутри которой работает механизм.

В цехе М-11 собирают комбайны массой от 7 (1 ПНБ 2У) до 60 тонн (КП 200).
В цехе 224 человека, из них 33 слесаря механосборочных работ.
Цех собирает 12 наименований машин, в месяц в среднем выпускает 4-5 наименований изделий.

Это многофункциональный станок «UNION» с компьютерным управлением, он один заменяет 4 станка старого образца, изготавливает 15 наименований деталей, не допуская ни единого процента брака, — объясняет оператор оборудования Вячеслав Сердюков.

Вот она — современная организация производства, когда специалист только задает программу, а выполняет работу техника.

Чтобы было красиво!

Готовые детали зачищают и передают в пролет покраски. Покрытие нужно не только для эстетичного внешнего вида: благодаря ему металл становится устойчивым к коррозии и изнашиванию. Загрунтовав будущую часть корпуса комбайна, маляр Ольга Ковалева, прежде чем включить краскопульт, нажимает кнопку.

При покраске мы всегда включаем водяной фильтр, который очищает воздух от токсичной пыли, — объясняет специалист.

КМЗ2.jpg

Ольга Александровна — представитель рабочей династии: здесь трудится ее супруг Дмитрий Ковалев и мама Елена Долинина.

— Да, детали вы окрашиваете немаленькие, — замечаю я, увидев неподалеку огромный корпус комбайна, ожидающий грунтовки.

Это еще что, — парирует Ольга. — Жаль, что вы не увидели самого интересного — покраску готового комбайна.

Детали весом до двух тонн перевозит по цеху маленький и шустрый электропогрузчик, которым управляет Сергей Дюков. Эта незамысловатая техника — недавнее приобретение цеха — стала для сборщиков незаменимой.

Чтобы переправить деталь из одного пролета в другой, требуется задействовать 2-3 крана, это очень замедляет работу. А наш электрический «помощник» может сделать это за две минуты, — говорит Сергей Спасителев.

Главный «дирижер»

На четвертом пролете, где идет процесс сборки, стоит бурильная установка УБШ-500.

Это новая разработка наших конструкторов — современная бурильная установка вращательно-ударного действия, — объясняет старший мастер. — Изготовление опытного образца завершилось в 2011 году, прошли первые испытания, сейчас идут последние доработки.

Над этим изделием трудились рабочие нескольких цехов, но главным «дирижером» сборки я бы назвал Василия Белешева, слесаря механосборочных работ 5 разряда. Он участвовал во всех этапах сборки. К мнению опытного специалиста прислушиваются и коллеги по цеху, и конструкторы.

Подходим к Василию Афанасьевичу, который в этот момент собирает гидросистему.

Сегодня Василий работает на участке сборки управления машиной 2 ПНБ 2Б, а вообще он специалист широкого профиля, за 34 года работы в цехе освоил все участки работы. За добросовестный труд получил награду – знак «Трудовая Слава» третьей степени, — представляет Сергей Юрьевич своего сотрудника.

На заводе фамилия Белешевых знакома многим. Младший брат Василия Афанасьевича Владимир Афанасьевич работает начальником 4-го цеха, жена брата — технолог, племянник — замначальника цеха № 3.

КМЗ3.jpg

Получилось так, что я пришел сюда на место ушедшего из жизни отца и понял, что здесь мое призвание, — рассказывает Василий Афанасьевич. — На моих глазах менялось производство, завод развивался, приспосабливался к новым реалиям.

Помню времена, когда цех целый год выпускал комбайны одной марки — тогда объемы производства были в разы больше, примерно 70 машин в месяц. В то время каждый специалист отвечал за свой конкретный участок работы. Сейчас требуется умение переключаться с одной деятельности на другую.

Особый интерес — работа над новым изделием. Каждую секунду приходится решать сложные, порой неожиданные задачи.

В работе над УБШ-500 таких задачек было несколько, особенно при «состыковке» заводского оборудования с импортным (часть механизмов комбайна закупалась за рубежом). Впрочем, наши специалисты всегда находят выход из трудного положения.

За «рулем» КП-21

А теперь пора попробовать комбайн в деле, — с улыбкой произносит Сергей Юрьевич. Мы идем на пятый пролет, где проводятся заключительные работы и где стоят готовые комбайны.

Честно говоря, еще ни разу в жизни не пробовала «управлять» горнопроходческим комбайном, поэтому в душе волнение.

КП-21 в полной готовности стоит за ограждением. В ближайшее время он отправится в подземное путешествие на одной из угольных разработок нашей страны. По ступенькам забираюсь на место машиниста, внимательно изучаю пульт управления машиной.

Да, это вам не газ и тормоз: многочисленные кнопки и рычаги дают этой 44-тонной махине приказ двигаться вперед и назад, включать питатель (расположенную впереди платформу, на которой металлические лопасти загребают породу) и конвейер, поднимать и опускать установку, которая рубит породу.

КМЗ4.jpg

Нажимаю кнопку — комбайн плавно трогается и на малой скорости ползет вперед.

У машины есть три скоростных режима: для транспортировки, для работы и для маневров (передвижение в пределах забоя), — объясняет Дмитрий Ковалев. — Кстати, управлять комбайном можно и на расстоянии, с помощью пульта.

С этими словами Дмитрий щелкает несколькими рычагами на пульте, и я оказываюсь в эпицентре шума: сзади грохочет, впереди гудит и ритмично постукивает. Именно в таком режиме этой мощной технике, изготовленной в Копейске, придется работать под землей, добывая уголь.

Поделиться

  • День воинской славы России
  • 18 октября - памятная дата в военной истории России
  • 9 октября - памятная дата в военной истории России
  • 24 сентября 1799 год - памятная дата
Материалы рубрики
Новости