Где работают роботы Копейска?
Создать робота, который построит вам дом и воспитает вашего сына… Наверное, таким будет минимальный план жизни для мужчин третьего тысячелетия.
Современные копейские пятиклассники уже сейчас способны собрать робота, который будет выполнять их команды. А что будет, когда юные изобретатели подрастут?
В прошлую среду на Станции юных техников прошли городские соревнования по лего-конструированию. В них приняли участие 13 команд и 23 юных конструктора. Ученики школ № 1, 44, 42, 13 из кружка по лего-конструированию СЮТ, многие из которых впервые «засветились» на подобных соревнованиях, доказывали, что искусственный разум легко можно подчинить своему собственному. Этот конкурс стал своеобразной разминкой перед серьезными городскими соревнованиями, которые пройдут в феврале и на которых участников будет в пять раз больше. Поэтому победы и поражения носили условный характер. В младшей категории 1 место заняла команда СЮТ «Лего World» (Алексей Павлов и Кирилл Ильинок, руководитель Константин Акульшин), 2 место — команда СЮТ «Терминаторы» (Андрей Гуревич и Артем Рахматулин, руководитель Виктор Метелкин), 3 место у команды СЮТ «Роботы» (Валера Власов и Влад Маслов, руководитель Константин Акульшин). В средней категории отличились 2 команды: команда школы № 44 «Мегамозг» (Никита Семочкин и Андрей Заварухин, руководитель Татьяна Акульшина) и команда СЮТ «Центр» (Александр Юрьев, руководитель Константин Акульшин).
Полоса препятствий
Перед нами – два белых поля, усеянных разными препятствиями. На одном поле препятствия полегче, на другом – сложнее. Машинам участников соревнований нужно преодолеть их все.
У младшей группы задача такая: выехать из базового лагеря, проехать по прямой линии, в нужном месте повернуть, подхватить шарик и с ним преодолеть горку, проехать по рассыпанным шарикам, взять барьеры, преодолеть разорванную линию, ехать по заданной траектории и вернуться на финиш.
У машин ребят старшей группы задания сложнее, виражи круче, преграды более серьезные. За каждый удачно пройденный участок начисляется определенное количество баллов. Победит тот, у кого очков окажется больше. Если две команды наберут одинаковое количество баллов, то выиграет тот, кто быстрее прошел все испытания.
— Помочь своему роботу, когда он выйдет на старт, ребята уже не смогут: трогать машины строго воспрещается, — рассказывает главный судья соревнований Татьяна Федорова. — Если только этого не разрешит сделать судья или робот не сойдет с поля, рискуя развалиться на части.
Вся основная работа происходит до того момента, как машина встанет на старт под строгими взглядами судей. А перед соревнованиями у ребят есть полчаса, чтобы отладить ошибки, и они бегают между полем и главным компьютером, чтобы отредактировать написанную загодя программу. Когда судья даст команду, робот должен двигаться так, как надо.
— Дело в том, что дети «прокатывали» свои машины на другом поле, специально созданном для соревнований в школах, — поясняет учитель информатики школы № 42 Елена Минина. – Естественно, что на новом поле могут возникнуть ошибки. И сейчас участники пытаются их устранить.
Почти как настоящие
Задолго до соревнований участникам были известны все условия, они знали размеры соревновательного поля с точностью до миллиметра. И с учетом этого писали свои программы.
Замечаю, что все роботы – разные по форме.
— Машины, выполненные из желтых и синих деталей, – это лего-конструкторы серии RCX, для них существует специальная программ «РобоЛаб», с помощью которых дети и пишут свои программы, — поясняет руководитель творческого кружка творческой категории по лего-конструированию Илона Юрьева. — А серые машины — это конструкторы NXT, они программируются с помощью «Mindstorms». Они отличаются друг от друга комплектующими. NXT – конструкторы нового поколения, они более современные и дорогие.
Один набор поколения NXT стоит около 17 тысяч рублей. RCX — примерно 10 тысяч рублей.
— Своих конструкторов у нас нет, — говорят ученики 10 класса школы № 1 Роман Костенко и Никита Юшков, которые идут на соревнованиях вне конкурса. — Мы работаем со школьными, поэтому особой необходимости тратиться, в общем, не возникает.
Робот, созданный Романом и Никитой под руководством Ольги Рубцовой, выполняет более сложную задачу. Он должен подойти к стойке, подняться по ней вверх, снять оттуда шарик и вернуться с ним на исходную позицию.
Мега-мозги
А как эти роботы работают? Женя Щепин и Рома Зязев из команды «Нэкстинатор» охотно делятся секретами:
— Внутри у машинки есть микропроцессор с памятью. Мы пишем программу на обычном компьютере, потом переносим его на микропроцессор. У машин внутри есть датчики, которые позволяют роботу двигаться. Например, чтобы ехать по этой черной полосочке, необходим датчик освещенности. То есть пока машина видит темный цвет, она по нему двигается, а если сходит на белое поле – сразу останавливается. Можно прописать в программе траекторию движения, зная расстояние, а можно ориентировать робота по времени.
Математика, физика, информатика, умение логически мыслить – вот те предметы, которые осваиваешь при лего-конструировании. Причем нужно не просто знать формулы, а выстраивать программу действий, мыслить алгоритмически, уметь разложить задачу на несколько частей. Написать программу – еще полдела. Нужно еще и суметь сделать так, чтобы автомобиль просто-напросто не развалился, чтобы у него не был смещен центр тяжести, были правильно закреплены колеса, верно выполнено сцепление деталей. Внешний вид зависит от фантазии творца – попробуйте создать разные машины из определенного, четко обозначенного числа деталей.
Минобрнауки РФ дало ряд поручений, направленных на усиление контроля над качеством проведения экзамена по русскому языку для иностранцев. Вузы должны до 1 мая 2024 года исключить всех коммерческих ...
Южный Урал вошел в двадцатку пилотных субъектов, которые поделятся своими планами в мае на комиссии по НТР, сообщает Центр управления регионом.