16+
18 сентября 2017 10:14

Талантливый ведущий из Копейска Алексей Юрченко постигает искусство колокольного звона

Копейчанин Алексей Юрченко — человек, пользующийся в городе заслуженной популярностью. Талантливый ведущий праздничных мероприятий, неутомимый руководитель праздничного агентства «Театр игры», а с недавних пор еще и лицо рекламной кампании кинотеатра «American Cinema» пробует себя в совершенно неожиданной и нетривиальной ипостаси — постигает искусство колокольного звона.

Алексей Юрченко
Автор: Светлана Полежаева Фото: Из личного архива Алексея Юрченко

Мы попросили Алексея рассказать о тонкостях звонарского служения.

Когда душа просит

— Алексей, почему вы заинтересовались колокольным звоном и решили попробовать себя в ипостаси звонаря?

— Мой процесс погружения в звонарское искусство был постепенным и, я бы сказал, естественным. В определенный момент моей жизни я ощутил потребность посещать храм. Понемногу начал воцерковляться. В ту пору Храм В Честь Святых Благоверных Петра и Февронии Муромских, прихожанином которого я являюсь, еще даже не имел собственной звонницы. Потом появились колокола, и я, как все прихожане, радовался их чистому звучанию.

В прошлом году на светлую пасхальную седмицу мне впервые довелось позвонить самому. В этом нет ничего неординарного: в соответствии с существующей традицией в этот великий праздник доступ к колоколам открыт для всех желающих.

Какие бывают колокола? 

Система управления звоном предполагает управление всем колокольным набором одним человеком и делит все колокола, по русской традиции, на 3 группы.

Зазвонные — 3 самых маленьких (от 5 до 12 кг).

Подзвонные — средние (от 16 до 290 кг).

Благовестники — большие колокола (от 450 кг).

Малые колокола связываются в так называемый «замок» и управляются правой рукой звонаря. Средние колокола подвязываются в виде струн на пульт, высота которого составляет около метра от пола, и управляются левой рукой. Большие колокола управляются ногой звонаря, для чего устанавливаются специальные педали под правую ногу.

— Вы просто подошли к звонарю и сказали: «Дайте мне позвонить»?

— По сути, так и было. У меня, кстати говоря, даже запись моего первого звона сохранилась.

Наш звонарь Владимир Рябов показал специальный захват, которым держат маленькие, зазвонные, колокола, и базовые элементы управления — те движения, которые нужно совершать кистью правой руки, чтобы зазвучал первый, второй или третий колокол. Объяснил, как правильно воздействовать левой рукой на средние, или подзвонные, колокола, подвязанные в виде струн на специальный пульт, когда и как надо нажимать на педаль, чтобы подал голос большой колокол-благовестник.

Первый звон вышел, мягко говоря, не безупречным, но процесс мне настолько понравился, что я захотел взрастить в себе звонарский навык. Всю неделю я ездил по храмам Челябинска и пригорода, заходил на звонницы и поднимался на колокольни, просил разрешения позвонить.

В прошлом году мое первое знакомство со звонарским искусством закончилось по окончании праздничной недели. Я снял свои звонарские перчатки и не надевал их до следующего года.

— Погодите-ка, звонарю нужны специальные перчатки?

— В силу малого опыта, а может быть, в силу моего темперамента я быстро натер веревками мозоли на руках. Поэтому во избежание мелких, но досаждающих травм я стал загодя наклеивать на фаланги некоторых пальцев лейкопластырь и дополнительно защищать руки тонкими перчатками. Это не мое изобретение — многие звонари работают в перчатках.

— Вернемся к теме вашего освоения премудростей колокольного звона. Почему вы решили вернуться в звонницу спустя год и довести мастерство до достаточно хорошего, профессионального уровня?

— За это время я убедился, что мое желание быть звонарем окрепло, что оно не было сиюминутным порывом души. Очень важно понять серьезность собственных намерений, поскольку колокольный звон — это не просто извлечение звуков ради звуков, а богослужебный процесс, дающий возможность почувствовать себя ближе к церкви в широком понимании этого слова. 

Основные виды колокольного звона

Благовест — одиночные удары в большой колокол.

Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов.

Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся».

Перезвон — поочередные удары от большого к малым, без удара «во вся».

Водосвятный перезвон — удары от большого колокола к малым по семь ударов в каждый.

Звон «в двои» — в два колокола — постовой и меньший, с ударом в оба колокола.

Колокольня на проводе!

— Позвольте дилетантский вопрос: для чего вообще нужен колокольный звон?

— Звоном обозначают начало богослужения, его конец и ряд ключевых моментов службы. Существует устав колокольного звона, который создан на основе типикона — церковного устава, регламентирующего множество различных направлений церковной жизни. Выбор определенного звона напрямую зависит от того, какая предстоит служба.

— О чем думает звонарь во время звона?

— За всех я вряд ли отвечу, но знаю, что многие звонари читают молитвы. Я же пока не достиг таких духовных высот и такого уровня мастерства в управлении колоколами, поэтому больше сосредотачиваюсь на самом процессе, на сохранении ритмического рисунка, на том, какой элемент должен прозвучать следующим и как лучше завершить звон.

— Получается, что в звоне возможна импровизация?

— Импровизация возможна, но такая, которая не будет противоречить уставу колокольного звона.

К примеру, благовест — удар в самый большой колокол, мы всегда его слышим в преддверии утренней воскресной литургии. Это определено уставом. Но количество ударов может варьироваться в зависимости от ситуации. Три удара символизируют Святую Троицу, двенадцать ударов — двенадцать апостолов, девять ударов — Божью Матерь, семь ударов — семь церковных таинств. Также при определении количества ударов звонарь может руководствоваться местными традициями и бить в благовестник столько раз, сколько принято в данном храме или в данной местности.


У нас, в Храме В Честь Святых Петра и Февронии, принято звонить перед службой в благовестник двенадцать раз, а уже затем переходить на предначинательный звон, который является частью общего трезвона.

Трезвон — это еще один вид звона. Он может отличаться по настроению и по темпу, быть торжественным, повседневным, радостным. Именно в нем звонарь имеет наибольшую возможность для творческого самовыражения. Конечно же, самовыражение ограничивается четким пониманием того, ради чего ты звонишь. Это понимание строится на причастности к церковной жизни: звонарю нужно ясно представлять, из каких составляющих строится служба, знать суть событий, включенных в православный календарь.

— Как вы угадываете, когда нужно начинать и завершать звон? Вы же на улице, а служба идет в храме.

— Между колокольней или звонницей и храмом налажена связь. Многие звонари прокладывают провод, на одном конце которого расположена кнопка, а на другом — электрическая лампочка. Кнопка находится на клиросе, а лампочка — на колокольне. В момент, когда регент или кто-то из певчих нажимают на кнопку, у звонаря загорается лампочка, и это означает, что пора звонить.

В нашем храме мы пошли в техническом плане немного дальше: на клиросе стоят микрофоны, и служба транслируется в динамики, расположенные вне помещения церкви. Один из динамиков направлен на звонницу, так что я слышу все богослужение, и мне предельно понятно, когда начинать звонить.

— Отличаются ли звонницы в разных храмах?

— Набор колоколов может различаться. Чем их больше, тем колоритнее и ярче получается звон.

В нашем храме шесть колоколов. Это немного — можно сказать, базовый набор. Хочется, конечно, чтобы их было больше, но на данный момент все упирается в финансы — от прозы жизни не уйти. Следующий колокол, который нам необходим, чтобы нарастить мощь звучания, стоит 145 тысяч рублей. За ним идет колокол стоимостью 300 тысяч рублей. Цена колоколов напрямую зависит от их веса. Чем больше и тяжелее колокол, тем он дороже. 

С молитвой и крестным знамением

— Много ли в Челябинской области профессиональных звонарей?

— Мне сложно ответить на ваш вопрос, потому что уставные, то есть богослужебные, звоны я освоил менее полугода назад и еще не имею достаточной информации о звонарском сообществе Урала. Но все же недавно я сделал любопытное наблюдение во время поездки в монастырь, расположенный в селе Боровском Курганской области. Оказывается, там существует самая настоящая очередь из звонарей, расписанная на несколько недель вперед.

В то же время из-за нехватки во многих храмах страны и Урала появились так называемые электронные звонари — в колокола теперь звонят устройства, в которые заложена компьютерная программа.

— Но есть ли у электронного звонаря душа?

— Хорошее замечание! Да, человек может ошибиться, не выдержать нужный темп, но электронный звонарь не перекрестится, не помолится перед звоном, не вложит в него должное настроение — скорбь, ликование, смирение, надежду…

— Кстати, о настроении. Если у звонаря что-то не ладится в жизни или он устал и недомогает, отразится ли это на звоне?

— Настоящий звонарь старается должным образом себя настроить — подобно тому, как профессиональный учитель, который оставляет негативные эмоции за школьным порогом. Однако это получается не у всех и не всегда. Нередко опытные звонари могут на слух определить, в каком моральном и физическом состоянии находится их коллега.

— Какие качества нужны для того, чтобы стать звонарем?

— Однозначно нужно чувство ритма, поскольку в православной традиции в основе звона лежит ритмическая, а не музыкальная составляющая. Например, благовестник отбивает целые доли, подзвонные колокола — половинные доли, зазвонные — четвертные или восьмые доли.

— Разрешается ли женщинам звонить?

— Вполне. Женщин-звонарей достаточно много.

— Планируете ли вы в дальнейшем совершенствовать свои умения? Какие творческие планы есть у звонаря Алексея Юрченко?

— Когда-нибудь в будущем мне хотелось бы побывать на колокольнях больших храмов в старинных городах центральной России. А в ближайшее время, 22 сентября, планирую выступить на фестивале духовной музыки, который пройдет в Кыштыме. На следующий день в качестве участника поеду в Верхний Уфалей на фестиваль колокольного звона.

— Алексей, спасибо за интервью и успешного выступления на фестивалях!

Известно ли вам, откуда пошло слово «колокол»?. Слово имеет древнерусское происхождение, которое восходит к протославянскому корню *kolo, имевшему значение «окружность, предмет округлой формы». В языке до сих пор бытуют слова-потомки древнего корня: «около», «околыш», «кольцо», «колесо», «калач» (прежде писалось через «о»). «С позиции словообразования «колокол» — это «круг в круге». Во внешнем кольце, образующем нижнюю часть колокола, ходит язык, увенчанный металлическим шаром.


Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
20 апреля 2024 17:00 Наказание молчанием

 В общении детей можно часто услышать фразу «Всё, я с тобой не разговариваю», сопровождающуюся надутыми губками. И если в детском возрасте это кажется забавным, то во взрослом возрасте такая мане...

20 апреля 2024 13:41 Адаптация теплоснабжения к погодным условиям

 В Копейске из-за высоких температур снизят подачу тепла в дома.

Новости СМИ2