18+

Из первых уст. Как городская система образования пережила смутное время?

18 Января 2018 15:03 - автор Елена Василевская Источник фото: Фото автора
Школьный корабль на волнах девяностых
Из первых уст. Как городская система образования пережила смутное время?
Рубрика «Беседы с краеведом» вызвала живой интерес среди наших читателей. В редакцию нередко поступают отзывы от копейчан — иногда полемичные, иногда полные ностальгии, иногда — предлагающие поразмыслить, сравнить дни минувшие и нынешнее время.
Один из отзывов оставила Наталья Овечкина, до 2011 года возглавлявшая городское управление образования. «Мне хочется дополнить статью о непростых девяностых годах со своей профессиональной точки зрения», — сказала Наталья Викторовна в ходе беседы.
Так тому и быть.

Три тысячи энтузиастов

— Новаторские 80-е сменились сложными 90-ми, когда государство бросило образование на произвол судьбы.

Кто творил в те годы историю большого образовательного пространства города, состоявшего из девяноста образовательных учреждений, трех тысяч работающих и 22 тысяч обучающихся?

Команда преданных своему делу руководителей — директоров школ, основательных, бесконечно трудолюбивых, всегда открытых новому, не бросающихся от одной идеи к другой. Все они — талантливые, достойнейшие люди, но особенно мне хотелось бы отметить Анатолия Бароненко (школа № 1), Леонида Глебского (школа № 2), Александру Мильденбергер (школа № 9), Валентину Жарову (школа № 24), Нину Брынских (школа № 44), Наталью Заплатину (школа № 47).

Чтобы прибавить педагогам сил в работе с детьми, они ставили перед ними заманчивые педагогические цели, поддерживали их инициативу, создавали условия для их творческого роста.

А держал большой школьный корабль на плаву небольшой коллектив управления образования под руководством Валерия Верахина.

«Трудные» дети трудного времени

— Нельзя сказать, что тот период был окрашен исключительно в мрачные тона. Так, в нашем городе под контролем председателя исполкома Владимира Уткина активно велось строительство новой школы № 7, а ее бессменный директор Виктор Яшуков в то время руководил двумя школами — действующей 19-й и строящейся 7-й.

Появилось новое здание и у средней школы № 6. Ее строительство курировал глава администрации города Михаил Конарев, а все основные хлопоты легли на директора Владимира Даца. С 1998 года школой руководит Виктор Ким.

В то же время нарастала нестабильность социально-экономической обстановки из-за неполного и несвоевременного финансирования, отсутствия необходимых средств на материально-техническое оснащение учреждений образования. Безработица, безденежье, утрата идеалов… Росло число неблагополучных семей, количество подростков, уклоняющихся от учебы и совершающих правонарушения.

Для управления образования главной стала задача по обеспечению прав и гарантий учащихся на образование, а главным показателем качества работы школы — стопроцентный охват школьников учебой.

В 1996 году открылись детский дом, группы для детей-сирот в школе-интернате. Центром поддержки подростков, не сумевших адаптироваться в дневной школе, стала вечерняя школа № 2. Открылась социально-педагогическая площадка в УПК — классы социальной и психологической поддержки с общеобразовательной и профессиональной подготовкой, соединенной с производительным трудом. При этом межшкольный УПК остался центром профориентационной и трудовой подготовки, где начальные профессиональные навыки по восемнадцати профилям получало абсолютное большинство старшеклассников города.

По инициативе управления образования в 1998 году открылась психолого-медико-педагогическая консультация — ПМПК.

От забастовок — к новым успехам

— Главная причина роста социальной напряженности среди педагогов — нерегулярная выплата зарплаты, задержка отпускных. Не удалось избежать забастовок в школах №№ 4, 6, 7, 9, 48.

С 1992 года действовало соглашение между администрацией города и профсоюзами. Удешевленные проездные билеты в счет невыданной зарплаты, надбавки педагогам и руководителям образовательных учреждений за квалификационные категории, руководство методической, экспериментальной работой, НОУ и т.д. — эти элементы социальной защиты учителя дорогого стоили. Учителя Копейска, их семьи, ветераны труда всегда имели возможность отдохнуть, набраться сил на новый учебный год на базе отдыха в селе Белоусово. Созданием условий для отдыха учителей управление образования занималось не меньше, чем летним отдыхом школьников.

Финансовые проблемы осложняли жизнь, но не перечеркнули энтузиазм, оптимизм, профессионализм педагогов.
Главный итог деятельности системы образования города в ту пору — обеспечение ее стабилизации и развития. Реализовывалась программа развития образования до 2000 года.

В 1994 году начиналось активное участие школ во всероссийском конкурсе «Школа года». Его победителями стали в разные годы средние школы №№ 13, 14, 44, 45, 47, УПК.

В 1996-1997 учебном году был проведен первый городской конкурс «Учитель года». Среди победителей первых конкурсов — учитель начальных классов средней школы № 42 Оксана Старикова, ныне замдиректора школы № 9.

Внимание методике

— К началу 2000-х копейское управление образования вошло в число лидеров по организации методической работы в образовательной системе области. В течение двадцати лет ею руководила отличник народного просвещения РФ Раиса Забасненко. Вот как Раиса Борисовна вспоминает о том времени: «Методическая работа призвана помочь педагогам добиться высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения. Огромную помощь в решении этой задачи нашей службе оказывал институт дополнительного образования педагогических работников, где все мы проходили курсы повышения квалификации. На базе копейской системы образования проводились семинары, курсы повышения квалификации руководителей школ области, заседания областного методического совета. Но наряду с институтом эта работа была основательно налажена и на городском уровне. У нас использовались различные формы методической работы: семинары, практикумы, методические конференции с приглашением ученых и специалистов из Челябинска и других городов».

Методические объединения города делились друг с другом опытом работы. Постоянно проводились смотры методической работы, методических учебных кабинетов.

Самой эффективной формой распространения передового опыта были опорные площадки на базе школ №№13, 44, 47. На них проходили мероприятия по различным видам деятельности педагогических коллективов.

Формой профессионально-методического совершенствования, стимулом творческой инициативы была и остается аттестация педагогов. Методическая служба помогала педагогам расти, последовательно шагать от второй квалификационной категории к высшей. Процент аттестованных на первую и высшую квалификационные категории постоянно возрастал.

Приезд Владимира Жохова в Копейск.jpg


На рубеже веков

В 90-е годы в Копейске были открыты первые профильные классы в школах №№ 1, 6, 42, 44, 48. Недаром городу с учетом этого опыта доверили проведение федеральных экспериментов по внедрению предпрофильной подготовки (2003), профильного обучения (2004).

В рамках муниципальной целевой программы «Дети Копейска» проводились праздники «Умники и умницы», «Последний звонок» для выпускников школ на главной площади города, прием главой города выпускников-медалистов. С 1996 года выплачивается премия администрации города старшеклассникам–отличникам учебы (в 1996 году ее получали 55 человек по 50 рублей в месяц).

Первое десятилетие XXI века — это время активного участия в федеральных экспериментах, проводимых в рамках утвержденной правительством концепции модернизации российского образования.
В 2001–2005 годах реализовался федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в ходе которого отрабатывались формы и методы обучения иностранному языку и основам информатики в начальной школе, пути внедрения здоровьесберегающих технологий. Были обновлены, оснащены и лицензированы все медицинские кабинеты школ. В городском бассейне проводилось обучение школьников плаванию.

С 2002 года копейские школьники становятся участниками эксперимента по введению ЕГЭ. Высокий уровень знаний ежегодно подтверждают выпускники школ №№ 1, 2, 6, 48.

Начало информатизации образования положила федеральная программа «Развитие единой образовательной среды». В городе успешно реализуется проект «Информатизация системы образования» (ИСО). К 2004 году все школы были обеспечены компьютерной техникой. К 2007 году приобретено 50 компьютерных классов, 110 автоматизированных рабочих мест для учителей, 33 — для библиотек. В школах №№ 6, 7, 44, 48 осуществлялся эксперимент по освоению электронных моделей учеников.

В 2005 году создан один из лучших в области межшкольный методический центр (директор — Илона Юрьева).
На базе межшкольного методического центра и школы № 7 открыты центры медиаобразования, в основе которых — школьное телевидение, типография, медиакласс.. Основная их задача — подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.

В 2008-2009 учебном году были открыты первые кадетские классы в школах № 21 и 44, а затем и в других школах.

С 2007 года девять школ города работают по авторской методической системе заслуженного учителя РФ Владимира Жохова, направленной на воспитание интеллектуальной и нравственной личности, стремящейся к самообразованию.

Фундамент для развития

В 2006 году стартовал приоритетный национальный проект «Образование». Собранием депутатов КГО была принята муниципальная программа реализации проекта. За первые три года финансирование программы составило более 23 млн рублей.

За пять лет реализации проекта гранты из федерального, областного и местного бюджетов получили 53 образовательных учреждения города. Гранта Президента РФ удостоены школы №№ 1, 6, 7, 44, 45,48 — за успехи в реализации инновационных образовательных программ.

Сто четыре копейских педагога, 23 школьника удостоены премий президента и губернатора, 1252 — премии главы.

Благодаря поддержке главы КГО Михаила Конарева возрождаются традиции шефства предприятий и бизнеса на новой, социально-партнерской основе. Акты сотрудничества подписаны во всех школах, а наиболее успешно они реализуются в средних школах №№ 2, 9, 24, 48.

Создан и успешно функционирует городской совет родительской общественности. Городское родительское собрание 2011 года посвящается внедрению ФГОС в образовательный процесс.

В 2008 году управление образования Копейска побеждает в конкурсе, проводимом «Учительской газетой», — «Инженерное решение. Опыт взвешенной кадровой политики».

 По итогам 2008, 2009, 2010 годов система образования нашего города лидирует в рейтинге муниципальных систем образования городских округов области.

Любые изменения, трансформации, модернизации не могут быть успешными, если во главу угла не поставлен педагог. Понимание этого привело к тому, что 2010 год в России был объявлен Годом учителя. В городском краеведческом музее оглашены результаты годового интернет-опроса жителей города «Любимый учитель». Лидерами в огромном списке стали учителя: Виктория Рюб, Вера Сажина, Валентина Сумина, Наталья Ярема. 

Год учителя — это новое положение об аттестации педагогов, это закон о совершенствовании правового статуса образовательных организаций, новая система оплаты труда педагогов, это год интенсивной подготовки к введению ФГОС.

Таким образом, образование на рубеже веков стало во многом фундаментом для дальнейшего развития системы образования города.






Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики

Новости