Нескучные уроки Сергея Устинова

28 Февраля 2018 11:42 - автор Светлана Полежаева Источник фото: Фото автора
На задней парте в кабинете технологии школы № 42 воцарился величественный макет александрийского храма. 
Нескучные уроки Сергея Устинова
Его ярко-белые стены, окруженные идеально ровными колоннами, венчает изящный портик с позолоченной кровлей, а поодаль от входа, у жертвенной чаши, в молитвенной позе застыл коленопреклоненный жрец. Даже не верится, что такую красоту создали дети — уж больно качественно выполнена работа.

Сергей Устинов, педагог сорок второй, вдохновивший своих учеников на создание макета, кладет в чашу кусочки сухого горючего, чиркает спичкой — и происходит настоящее чудо: двери храма медленно открываются, будто бы Зевс на самом деле услышал мольбы своего жреца, сорвавшиеся с кончиков крохотного пламени, и благосклонно пригласил эллинов войти внутрь святилища.

Герой нашего времени

— Этот прием с «автоматическим» открыванием дверей был известен еще в первом веке нашей эры, в Александрии, — Сергей Николаевич тушит огонек, и дверцы плавно возвращаются в исходную позицию. — Греческий математик и механик Герон в своих трудах подробно описал принцип строительства таких храмов: под жертвенником размещался сосуд, до половины заполненный водой; под действием жара от огня расширившийся воздух выдавливал воду в трубку, соединенную со вторым сосудом. Вторая емкость становилась с каждой минутой все тяжелее, отчего натягивались присоединенные к ней цепи, другим концом прикрепленные к открывающему дверь механизму. Так створки и отворялись. Когда же пламя гасло, процесс запускался в обратном направлении.

Уроки технологии у мальчишек копейской школы № 42 — всегда нечто большее, чем одно лишь обретение навыков ручного труда. Взять хотя бы этот макет, где умение создавать красоту из простых, в общем-то, материалов нераздельно связано с изучением истории древнего мира и основ физики. И пятиклассники, и ребята старшего возраста на уроки к Сергею Устинову всегда идут с удовольствием, потому что знают: будет интересно!

В кабинете Сергея Николаевича много рукотворных диковин. На полу стоит лесной олень, на стенах и шкафах разместились и другие представители фауны, среди которых однозначно лидируют любимые детьми коты и динозавры — в каждом из этих творений чувствуется динамика поз, а значит, и характер, а потому поначалу даже не верится, что все они созданы из самого обычного ватмана.

Техника полигонального моделирования — именно так называется способ создания объемных фигур из плотной бумаги — вошла в учебный процесс неслучайно. Оказывается, многие современные пятиклашки в свои одиннадцать-двенадцать лет имеют проблемы с мелкой моторикой — к примеру, неуверенно пользуются ножницами. А еще совершенно не владеют пространственным мышлением. Как таких к инструментам или станкам подпускать? Вот поэтому младое поколение, выросшее за компьютерами да смартфонами, на необычных уроках и добирает недополученные навыки ручного труда, превращая плоские бумажные листы практически в скульптуры. Поначалу, конечно, выходит не очень, а потом — все лучше и лучше.

— Сергей Николаевич, вы двойки на уроках ставите? — интересуюсь я у педагога.

— Ставлю, конечно, — кивает Устинов. — Но не за то, что ребенок что-то недопонял и поэтому сделал неправильно, а за сознательное некачественное исполнение. Бывает, подойдет ко мне ученик показать работу в процессе, вроде бы все хорошо, но в каком-нибудь месте откровенный брак — например, неаккуратная склейка. Оправдывается: «Так тут же не заметно!». Настаиваю на своем: «Если я увидел, то и другие увидят, а кроме того, у изделия теряется прочность!». Детей надо со школьной скамьи приучать к тому, что нельзя работать спустя рукава, что существуют определенные стандарты качества, которые необходимо исполнять так же, как и законы. Это учитель может поставить двойку, а в жизни за такие поступки наступает более серьезная ответственность.

Край у нас промышленный, и значит, многие парни, повзрослев, получат техническую специальность и пойдут трудиться на заводы. А на предприятии принцип «и так сойдет» абсолютно недопустим. Впрочем, он нигде недопустим — ни в медицине, ни в педагогике, ни в любой другой сфере деятельности.

Приказы нужно выполнять

Сергею Николаевичу немного за сорок, но педагог он молодой — школьного стажа у него чуть больше трех лет. За плечами — Челябинское высшее военное автомобильное инженерное училище, служба офицером — сначала в далеком Абакане, потом — в родном Копейске. Здесь, в городском военкомате, он руководил отделением по призыву. В Хакасии же проходил службу в воинских частях автотехнического обеспечения. 

Педагогическая жилка в нем, по-видимому, была сильна уже тогда: вместо сухого рассказа о том, как исполнять должностные обязанности в условиях марша и обеспечивать необходимую техническую готовность закрепленной военной техники, капитан Устинов устраивал на письменном столе перемещения военных колонн, оживляя безэмоциональную теорию при помощи… собственноручно изготовленных моделей военной автомобильной техники. Вот и сейчас, будто по волшебству, в его руках оказывается черный дипломат, из которого одна за другой появляются модели военных машин. Модели не простые — самоходные: для большей наглядности Сергей Николаевич начинил кузова «Уралов», КамАЗов, ГАЗов и ЗиЛов электродвигателями. Стоит только нажать на кнопки — и колонна тронется в путь. Думается, нескучные занятия по тактике солдатам нравились, ведь когда тебе восемнадцать и детство еще так близко, движущиеся машинки неизбежно вызывают восторг.

— Трудно ли вам было завоевывать авторитет у новобранцев? И трудно ли сейчас в начале очередного учебного года устанавливать контакт со школьниками? — интересуюсь я.

— В этом ничего сложного нет, если ты профессионал своего дела, — отвечает мой собеседник. Офицера уважают не только из-за того, что у него звездочки на погонах, но еще из-за того, что признают его авторитет, который необходимо подкреплять ежедневно. Кроме того важна готовность делиться с подчиненными своими знаниями и опытом.

Был однажды в моей практике такой случай: во время трехсоткилометрового марша в составе части сломался Зил-131 — у него карданом вырвало редуктор среднего моста, и передний мост не стал включаться предусмотренным конструкцией способом. Полуоси моста вместе с колесами значительно вылезли с обеих сторон. Вокруг — заснеженные поля. Но я нашел, как устранить проблему, и машина вернулась в часть своим ходом, хотя солдатам такой исход в тот момент казался фантастикой. На лицо, так сказать, реальное действие поговорки «знание — сила».

Помню, как-то в перерыве после очередного занятия засиделся в канцелярии, слышу — меня зовут. Спрашиваю у солдат: «Что случилось?». Отвечают: «Учиться хотим!». Тогда им предстояла командировка в горячую точку.

От проекта к проекту

Школьники постарше от «бумажной работы» постепенно переходят к работе столярной и слесарной. Но и тут не обходится без креатива. Один из семиклассников решил смастерить для себя компьютерный стул, и учитель его поддержал: хорошая идея, давай попробуем! Под руководством Сергея Николаевича мальчуган сделал чертежи, потом раскроил дощечки и начал сборку нового предмета домашнего интерьера. И пусть дизайн простоват, но однажды парень, увлеченный созидательной деятельностью, вполне может стать даровитым мастером-краснодеревщиком.

Необычную задачу на уроках технологии выполняет группа ребят, задумавших воссоздать реконструкцию боя Зиновия Колобанова. Если вы помните, в августе 1941-го у села Войсковицы КВ-1 легендарного аса-танкиста в течение получаса уничтожил двадцать два немецких танка.

Ребята все макеты танков изготавливают своими руками. Дело это сложное, кропотливое, требующее концентрации внимания. В ходе работы они сами пришли к выводу о том, что создать двадцать два танка ничуть не легче, чем их уничтожить.

Еще одно направление учебно-воспитательной работы, которое ведет увлеченный педагог — это школьное военно-историческое движение, направленное на расширение знаний о Великой Отечественной войне. В его ряды влились не только мальчики, но и девчата. Все они занимаются строевой подготовкой, учатся метко стрелять из пневматического оружия, принимают участие в школьных и общегородских мероприятиях патриотической направленности. 

«Не женские» занятия, считает учитель, девушкам во вред не идут. Когда-то снайперы и радисты в юбках наравне с мужчинами защищали Отечество от коричневой чумы, а после окончания войны стали прекрасными женами и матерями.

Пожалуй, самым ожидаемым событием для учеников Сергея Устинова является ежегодный парад в честь Дня Победы, а все потому, что ребятам выпадает честь пройти по копейским улицам в форме военного времени. Драгоценную коллекцию гимнастерок, галифе и прочих предметов армейского гардероба Сергей Николаевич собирал много лет.

W0Fx971xHf4.jpg

Олень из ватмана побывал на городской выставке декоративно-прикладного творчества в СЮТ

DSC_0419.JPG

Бюст президента — творение Маши Устиновой


uXYcl0534RU.jpg

Полигональное моделирование — это подготовительный этап к слесарной и столярной работе. Но сколько в нем эстетики!

DSC_0422.JPG

В каптерке, что располагается рядом с кабинетом технологии школы № 42, — идеальный порядок



Папа может

Такое чувство, что Сергею Устинову тесно в рамках обычной школьной программы, вот и пытается он с удивительной настойчивостью эти рамки раздвинуть. Результат того стоит: его уроки превращаются в ту самую проектную деятельность, о необходимости ведения которой рассуждают и чиновники от Мин-обра, и передовые педагоги страны.

А я ловлю себя на мысли о том, что Сергей Николаевич для своих учеников — не просто учитель, а почти что… папа. Строгий, но любящий. Всерьез интересующийся тем, что волнует подростков. Готовый поддержать их словом и делом. И это очень важно в условиях, когда неполные семьи стали обыденным явлением в нашем обществе. Да и в тех семьях, где есть оба родителя, отцы нередко вкалывают на износ, приходя домой лишь на ночевку. Современным детям не хватает отцовского тепла.

Дочка Сергея, Маша, учится здесь же, в сорок второй. На общение с ней у отца-учителя, работающего в две смены, время, слава богу, находится. В свободные часы они вместе создают новые шедевры из ватмана, изучают историю нашей страны. 
Недавно Мария стала лауреатом 3 степени на городском конкурсе «Красная гвоздика» в оригинальном жанре, продемонстрировав зрителям и жюри уверенную фланкировку казачьей шашкой. Кто ее этому научил? Конечно же, папа.

За три года Сергей Николаевич успел прирасти к школе, чему рады и дружный коллектив сорок второй, и, конечно же, сами ученики.








Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики

Новости