16+
04 сентября 2018 14:58

Работаем в режиме переуплотнения. Начальник управления образования рассказал о ситуации в Копейске

В начале нового учебного года редакция «Копейского рабочего» пригласила на интервью Алексея Ангеловского, начальника управления образования Копейского городского округа. 
Ангеловский
Автор: Светлана Полежаева

Мы поинтересовались у Алексея Анатольевича, какие добрые перемены произошли в городской системе образования за те два года, что он ею руководит, и какие проблемы еще только предстоит решить. 

Ждем детские сады

- Предлагаю начать с наболевшего. Наши читатели из числа молодых родителей периодически сетуют на то, что им приходится подолгу ожидать, пока их малышам выделят путевку в детский сад, хотя в последнее десятилетие в Копейске было введено в строй несколько новых дошкольных учреждений. Сложности возникают оттого, что темпы рождаемости выше темпов строительства? 


- Свою лепту вносят и миграционные процессы, и рост рождаемости. Темпы прироста детского населения составляют около двух тысяч человек ежегодно, что на полтора процента выше среднеобластного показателя. Тем не менее администрация города предпринимает меры, чтобы ликвидировать очередность в детские сады для детей в возрасте от трех до семи лет. Отмечается снижение доли детей в возрасте от 1 до 6 лет, состоящих на учете для определения в детские сады. Данный показатель составляет 23,42 процента (это ниже, чем в прошлом году, на 2,22 процента).

В настоящее время обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, к сожалению, возможно только за счет переуплотнения. В среднем по городскому округу уровень переуплотнения равен 110, а в детских садах, находящихся в центральной части города, – 150 процентам. 


- Будут ли открываться новые детские сады?

- Администрация города планирует строить новые детские сады и реконструировать здания действующих учреждений дошкольного образования. Копейск включен областным Министерством просвещения в заявку на 2019 год на выкуп помещения, расположенного на первом этаже жилого дома на улице Карла Маркса, 18. В нем мы сможем организовать две групповые ячейки для дошкольников.

В обозримой перспективе запланировано строительство двух детских садов на 120 мест на улицах Томилова, 15Г и Республиканской, 6А, что позволит существенно разгрузить МДОУ № 27, 51, 35 и соответственно № 14 и 52. Еще один детсад должен появиться в поселке РМЗ, на улице Короленко – его проектная мощность составляет 190 мест.


- Сориентируете по срокам, когда ждать начала строительства?

- Называть конкретные даты пока рано. Строительству предшествует огромная подготовительная работа – подача заявки в Министерство просвещения, разработка проекта, получение заключения госэкспертизы, устранение возможных недочетов проектирования и так далее. Большинство этих и многих других факторов от управления образования и администрации города не зависят, поэтому очень сложно обозначить точные сроки. Но это точно вопрос не месяцев, а ближайших лет.

Пока же могу сказать, что к настоящему времени оформлена заявка на выкуп участков под строительство на улицах Томилова и Короленко. 


Что нам стоит школу построить?

- В школах ситуация с наполняемостью столь же напряженная, как в детских садах? 

- В центральной части города большинство школ переуплотнены. Увеличивается доля школьников, занимающихся во вторую и даже во вторую продленную смену. В 2017-2018 учебном году 30,3 процента школьников занимались во вторую смену, что на 4,3 процента больше, чем в предыдущем году. Численность учеников в 2017 году увеличилась на 614 человек (это целая школа!), при этом мощность сети образовательных организаций осталась прежней. 

- Мы неоднократно писали о том, что в поселке РМЗ должно появиться новое здание школы № 16, рассчитанное на тысячу учащихся, что школы в центре муниципалитета получат пристрои на пятьсот мест каждый. Хочется узнать, что сделано в этом направлении. 

- Первоочередной задачей в настоящее время является строительство школы в Тугайкуле – ни для кого не секрет, что существующее здание школы № 16 исчерпало свой ресурс.На реализацию этого проекта запланировано 902 210,90 тыс. рублей. В настоящее время активно ведутся подготовительные работы. За счет средств областного бюджета разработана проектно-сметная документация «Здание общеобразовательной школы на 1000 мест для повторного применения». По типовому проекту получены положительные заключения ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области». Выделен земельный участок, определен адрес: ул. Красной горнячки, 4. Прошел аукцион по привязке и размещению школы на этом участке. Начало строительства запланировано на 2019 год, срок ввода объекта в эксплуатацию – 2020 год.

Следующий этап – возведение пристроев к школам № 1 и № 7, где проблема переуплотнения стоит наиболее остро. Пристрой – это условное название, под которым подразумевается полноценный корпус со своими учебными кабинетами, спортивным залом, столовой и прочими вспомогательными помещениями.

Совсем недавно, в начале этой недели, определился победитель аукциона на проектирование. Очень важно до конца текущего года получить готовый проект с привязкой к территории, а следующий год потратить на то, чтобы он прошел государственную экспертизу. Если нам удастся в 2019 году получить положительное заключение экспертов, то в 2020-м Министерство просвещения сможет включить Копейск на строительство двух пристроев в 2021 году.


- Ох, до чего сложная процедура!

- Излишняя заорганизованность не нравится никому, в том числе и управлению образования. Я прекрасно понимаю негодование родителей, которые сталкиваются с трудностями при устройстве ребенка в школу по месту жительства. Но нам приходится принимать реалии и действовать в существующем правовом поле. 


О капитале – финансовом и человеческом

- Не страдает ли в условиях переуплотнения качество образования? 


- Радует, что большинство педагогов даже и в больших по численности классах справляются со своими профессиональными задачами. В системе есть высокие результаты в предметных областях. Три выпускника школ № 7, 42 и 48 получили на ЕГЭ по русскому языку сто баллов. Выпускник школы № 7 показал наивысший результат на экзамене по химии. 

Вместе с тем наблюдается незначительное, но все-таки увеличение доли выпускников школ, не получивших аттестат о среднем общем образовании (на 0,5 процента). Данный показатель составил 1,54 процента от общего количества одиннадцатиклассников. 

Негативную тенденцию нужно постараться переломить, для чего следует разработать систему мер по повышению качества образования на территории муниципалитета. Отчасти для решения данной проблемы в 2017-2018 учебном году четыре школы города (№№ 9, 15, 43, 45) участвовали в региональной программе поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях. Надо отметить, что эта работа дала свои положительные результаты: в вышеназванных учреждениях увеличилось количество детей-участников олимпиад и научных обществ учащихся, улучшились результаты выпускных экзаменов. 


 Каков сегодня уровень материального обеспечения педагогов?

- Средняя заработная плата у работников дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования муниципалитета продолжает расти. Если в 2016 году «дошкольники» зарабатывали в среднем 24 тысячи рублей в месяц, то в первом полугодии текущего года этот показатель составил почти 29 тысяч рублей в месяц. У педагогов дополнительного образования – 25 и 34 тысячи соответственно.

Что касается школьных учителей, то здесь динамика отрицательная: 35 тысяч рублей в месяц – два года назад и 33 тысячи рублей в настоящее время. Снижение средней заработной платы педагогических работников школ обусловлено недофинансированием из областного бюджета (в город направлено 92,2 процента средств от норматива). 


- Вкладывается ли город в обновление материально-технической базы учреждений образования?

- В 2017 году на ремонт зданий образовательных организаций было потрачено 31,8 миллиона рублей (в том числе из федерального бюджета – 1,6 миллиона, из областного бюджета –13,3 миллиона, из местного бюджета – 16,9 миллиона рублей). На эти средства мы провели достаточно крупные мероприятия: установили новые ограждения по периметру школ № 24 и № 13, в ряде учреждений отремонтировали теплоносители, устранили имевшиеся нарушения пожарной безопасности.

Если каждый год в муниципальную систему образования будет приходить такая сумма, то за несколько лет нам удастся разрешить множество застарелых проблем. В этом году система образования получила 9,5 миллиона рублей, но и эти деньги – весомое подспорье для учреждений образования. 


Дополнительное, но не второстепенное

- Как живется системе дополнительного образования? 

- В этой сфере тоже есть и успехи, и пока еще нерешенные проблемы. В сравнении с прошлым годом на 10 процентов увеличился охват детей в возрасте от 5 до 18 лет, посещающих учреждения дополнительного образования, что составляет 60,4 процента от общего числа детей данной возрастной группы. Рост есть, но нам нужно стремиться достичь к 2020 году планового показателя в 75 процентов. Добиться положительной динамики удалось преимущественно за счет того, что наши образовательные организации получили лицензии на реализацию дополнительных общеразвивающих программ. В настоящее время такую лицензию имеют двадцать одна школа из двадцати трех и десять детских садов из тридцати двух.

Однако надо отметить, что процент охвата детей дополнительным образованием технической направленности остается низким - 8,5 процента (в 2016 году – 7,8 процента). Обусловлено это отсутствием в образовательных организациях соответствующих материально-технических условий. 


- Как в сложившихся обстоятельствах вы планируете привлекать детей к техническому творчеству?

- Для решения данной проблемы мы пошли по пути создания в городе ресурсного центра на базе Станции юных техников. Уже приобретено оборудование для кабинета дошкольников и младших школьников, занимающихся в творческом объединении «Территория роботов», на сумму 460 тысяч рублей. 

Несколько дней назад мы подписали договор о сотрудничестве с челябинским Домом юношеского технического творчества — это учреждение реализует в регионе замечательный проект по созданию детских технопарков, или иначе, кванториумов.  В рамках договорных отношений мы сможем возить туда детей, чтобы показать ребятам интересную и современную, адаптированную для детского восприятия науку. К нам будут приезжать педагоги из ДЮТТ, чтобы обучать наших детей и педагогов, они же смогут методически сопровождать копейские команды, участвующие в соревнованиях по техническому творчеству. 

Нам очень хочется привлечь к техническому творчеству не только малышей, но и подростков. Но для этого нужно опять-таки серьезно вложиться в обновление материально-технической базы. К примеру, нужно снести обветшавшее строение на территории СЮТа, где занимаются картингисты, пройти через все тернии в виде разработки проекта, похождения экспертизы и прочих процедур и поставить легковозводимый ангар, где будет тепло, просторно и комфортно. И пусть это недешево, но если весь имеющийся бюджет тратить исключительно на латание дыр, а не на работу на перспективу, система допобразования не сможет выйти в режим рационального функционирования.







Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
29 марта 2024 18:22 Научная конференция объединила промышленников, ученых и органы власти в Челябинске

Столица Южного Урала стала местом проведения конференции «Золото. Полиметаллы. XXI век: устойчивое развитие».

29 марта 2024 18:00 Кража трубопроводных кранов в Копейске

 Сотрудники отдела МВД России в Копейске задержали подозреваемого в хищении трубопроводных кранов. Представитель строительной компании сообщил о пропаже 200 кранов стоимостью более 118 тысяч рубл...

Новости СМИ2